Версаль, Гатчина и две королевские люстры

Блог > 21 мая 2014

В Золотом кабинете Марии-Антуанетты в Версальском дворце хранится один из шедевров французской художественной бронзы, так называемая «люстра с детьми-музыкантами» (ок. 1780 г.):

 

От центрального стержня, украшенного факелом и тремя фигурками детей-музыкантов, отходят стебли аканта, которые образуют шесть рожков. Высокое качество литья и исполнения деталей, а также сочетание матовой и полированной позолоты позволяют отнести люстру к лучшим произведениям эпохи.

Хотя люстра не имеет прямых указаний на авторство, многие исследователи приписывают его Пьеру Гутьеру, выдающемуся мастеру бронзовых дел и золотильщику XVIII в. Именно его изобретение матового золочения стало одной из визитных карточек французской декоративной бронзы.

         

Строго говоря, нет полной уверенности в том, что данная люстра была создана для Золотого кабинета королевы в Версале, поскольку его первоначальное убранство не сохранилось, а нынешний вид Золотой кабинет приобрел во время реставрации монархии при Луи-Филиппе. Однако найденные эскизы и высочайшее качество исполнения люстры заставляют знатоков признать, что подобные светильники «встречаются лишь среди наиболее значительных работ парижских орнаменталистов и бронзовщиков XVIII в.» [Verlet, p. 91-92, fig. 101]

Единственным известным вариантом люстры с детьми-музыкантами является люстра из Нижней Тронной Павла I в Гатчинском дворце. От первой люстры ее отличает лишь декор центрального стержня, выполненный в виде вазы патинированной бронзы с накладным орнаментом золоченой бронзы и фруктами.

 

Любопытен уже сам факт приобретения французской люстры для убранства русского дворца, поскольку в конце XVIII в. бронзовые светильники широко производились на российских мануфактурах. По-видимому, данную модель «граф и графиня Северные»,  Павел Петрович и Мария Федоровна, - привезли из своего путешествия по Франции в числе многих других декоративных изделий, произведенных на королевских мануфактурах [Артемьева, с. 9].

Авторство Гутьера для этой люстры также не подтверждено документально. Но в галерее Уоллес хранится пара канделябров, выполненных в манере, чрезвычайно близкой гатчинской люстре. Их авторство также приписывается этому мастеру.

В конце концов, кто бы он ни был, это был величайший мастер, который оставил после себя настоящие шедевры. В его люстрах воплотилась принципально новая концепция художественной бронзы, которая уже не просто служила держателем для свечей и хрустального убранства, но была самодостаточна в своей эстетической функции.

 

Литература:

Артемьева Е.А. Французская декоративная бронза XVIII - начала XIX века. Гатчина: Салезианский центр им. Дона Боско, 2003

Ottomeyer H., Pröschel P. Vergoldete Bronzen. München, 1986. Vol. 1

Verlet P. Les bronzes dorés français du XVIIIe siècle. Paris: Picard, 1987

 

Интернет-источники:

http://history-gatchina.ru