О жестах и женственности в искусстве

Блог > 27 апреля 2016

Сегодня мы обратимся к двум произведениям: живописному портрету фаворитки Генриха IV Габриэль д’Эстре и бронзовой люстре работы Франсуа Ремона (к. XVIII в.) - и попытаемся раскрыть символическое содержание изображенных на них жестов.

   

Картина, известная сегодня под названием: «Портрет Габриэль д’Эстре с сестрой» - была написана около 1594 года неизвестным художником школы Фонтенбло и с 1937 года хранится в Лувре. 

На переднем плане портрета изображены две обнаженные женщины, принимающие ванну – возможно, из молока или вина, в омолаживающие свойства которых было принято верить. Женщина справа – это Габриэль д’Эстре, официальная фаворитка короля Франции Генриха IV, она изображена с кольцом в левой руке. По-видимому, кольцо символически обозначает намерение короля жениться на своей фаворитке, родившей ему троих детей и перед свадьбой беременной четвертым ребенком. Женщину слева принято считать одной из сестер Габриэль д’Эстре, герцогиней де Виллар. Множество домыслов по сей день провоцирует жест герцогини: двумя пальцами левой руки она держит правый сосок Габриэль.

Наиболее обоснованной представляется гипотеза, по которой касание соска женщины справа говорит о ее беременности, хотя, историки искусства это признают, привлекая внимание зрителя не к животу женщины, а к ее соскам как источнику материнского молока, художник сделал довольно смелый выбор даже для своей эпохи.

В подтверждение этой версии приведем здесь несколько картин, вступающих в диалог с портретом Габриэль д’Эстре и ее сестры.

В начале ряда -  портрет «Дама, принимающая ванну», на котором предположительно изображена Диана де Пуатье, фаворитка Генриха II. Картина была написана около 1571 года художником фламандского происхождения Франсуа Клуэ.

Мастер много работал в классической утонченной манере и написал немало поясных портретов и портретов в полный рост. Однако в творчестве мастера присутствуют и несколько аллегорических композиций, близких к античному искусству, которое вдохновляло также художников школы Фонтенбло. Картина "Дама, принимающая ванну" кисти Клуэ была широко известна в XVI веке и положила начало множеству анонимных копий и подражаний, на одной из которых мы видим уже не Диану де Пуатье, а Габриэль д'Эстре.

Женщина изображена в прозрачной тунике, подобно античным статуям. Из-за спины героини за веткой винограда тянется ее старший совместный с Генрихом IV ребенок по имени Сезар, на руках же у кормилицы,  вероятно, изображен их младший сын Александр. Алый бархат, портьеры из которого, как и на портрете кисти Клуэ, обрамляют композицию, символически означает близость к королевскому престолу. Жемчуг же традиционно интерпретируется как символ женской привлекательности, но также указывает на высокий статус изображенной дамы.

Далее хронологически следуют портрет Габриэль д'Эстре и ее сестры, с которого мы начинали, и еще один портрет, который датируется тем же 1594 годом и на котором изображены те же основные персонажи, но одновременно присутствуют кормилица с ребенком и служанка на заднем плане.

На сегодняшний день мы не можем с уверенностью ответить на вопрос, какой из портретов первичен, однако детское окружение на представленных выше картинах (и некоторых других дошедших до нас копий) заставляет большинство критиков склониться к интрепретации жеста герцогини де Виллар как знака беременности (или в целом плодовитости) королевской фаворитки. 

Вопрос о наследниках был весьма болезненным в отношениях Генриха IV и его супруги Маргариты Валуа, которая так и не родила от него детей, и это послужило одной из причин расторжения брака. 

Мучительным вопрос потомства был и в паре Людовика XVI и Марии-Антуанетты. Лишь спустя восемь с половиной лет после бракосочетания, которые были наполнены пересудами придворных и подданных, у Марии-Антуанетты рождается первенец.  

Возможно, обращаясь именно к теме материнства, столь важной для королевы Франции, мастер-бронзовщик Франсуа Ремон создал для Марии-Антуанетты один из своих главных шедевров, люстру в виде вазы, украшенной поднимающимися из листьев аканта женскими фигурами, которые касаются своих сосков, одновременно удерживая рожки люстры в виде стеблей.

Как и в случае с портретом Габриэль д'Эстре, известны другие варианты данной люстры: в частности в Метрополитен-музее в Нью-Йорке и в собрании Музея Ниссим де Камондо в Париже хранятся модели, в которых женские персонажи "ограничиваются" функциональной ролью удержания рожков. 

Подобные вариации в трактовке мастером своих персонажей придают еще больший вес незначительным, на первый взгляд, изменениям, мельчайшим деталям. Не будем забывать, что символический код на протяжении многих веков был неотделимой частью не только европейского искусства, но и повседневной жизни аристократов: тайные знаки в одежде легко считывались адресатами; послания, зашифрованные в декоративных произведениях, раскрывали свои секреты внимательному наблюдателю.

Мы любим загадки, поэтому для коллекции Mathieu Lustrerie "Перевыпуск классики" выбрана самая символичная из люстр Франсуа Ремона, люстра "Мария-Антуанетта".

 

 Текст - Марина Корнева