Люстры ар-нуво и московский модерн

Блог > 25 мая 2016

В Москве немало зданий, построенных в стиле модерн в начале ХХ века. Некоторые из них впитали отголоски французского и бельгийского ар-нуво, архитекторы других вдохновлялись английским вариантом стиля, а в третьих черты модерна дополняют элементы неорусского стиля — и каждое здание по-своему уникально. Но сегодня мы обратимся к одному из немногих сохранившихся и открытых для публики московских интерьеров в стиле модерн — интерьеру особняка С. П. Рябушинского по проекту Ф. О. Шехтеля.

Архитектор Федор Шехтель проектировал особняк на Малой Никитской в духе идей модерна, развивая и рассматривая их как способ гуманизации общества через искусство. В оформлении дома участвовали художники Врубель, Коровин, Богаевский и другие, а многие предметы мебели, в том числе светильники, были выполнены по эскизам самого Шехтеля.

После 1917 года многие оригинальные предметы обстановки были утрачены. Пропала и изумительная люстра по рисунку архитектора — совершенно в духе венских моделей! — которая висела в столовой дома Рябушинских: до наших дней дошли лишь несколько фотографий с ее изображением.

Фотографии из альбома Ф. О. Шехтеля, 1902 г. (Из издания «Малая Никитская, 6», 2003)

Чтобы лучше понять интерьер модерна, вернемся мысленно в ту историческую эпоху, которая подарила миру новый стиль.

Период с последней четверти 19 века до начала Первой мировой войны ретроспективно получил название Прекрасной эпохи (фр. Belle époque). Это было время расцвета искусств и технического прогресса: появление первых автомобилей, телефона, телеграфа, кинематографа — и первых микроскопов.

Благодаря техническим изобретениям, новый виток развития получили медицина, биология, ботаника. У человечества появилась возможность изучать мельчайшие организмы, строение растений и животных. Поэтому природа на рубеже 19-20 столетий воспринималась как синоним науки, и именно она была главным источником вдохновения в искусстве ар-нуво, или модерна.

Волнистые линии, переплетения, спирали, арабески — все это заимствуется художниками из мира флоры и фауны. В прикладном искусстве нередко появляются изображения экзотических растений и подводной жизни. В особняке Рябушинских подводная тема пронизывает весь интерьер: от оформления дверных ручек до лепнины на потолке. Центральное место в доме занимает мраморная лестница-волна с лампой в виде медузы. В предреволюционной России эта медуза в бушующем море могла служить символом неспокойной жизни, но также, несомненно, напоминанием о существовании высшей воли: недаром в верхнем этаже дома была скрыта старообрядческая моленная.  

В начале ХХ века во всем мире выходят многочисленные иллюстрированные издания по ботанике и биологии, которые служат вдохновением для многих художников. Одно из них — «Красота форм в природе» (1904) Эрнста Геккеля вдохновляет нас сегодня на создание «ювелирной» коллекции от Mathieu Lustrerie, в которой тоже есть люстра-медуза.

Больше века разделяет эти два светильника, и сегодня мы предлагаем Вам сравнить их. 

                       

                       

                       

 

Источники: Малая Никитская, 6. К столетию особняка Ст. П. Рябушинского. Москва: Институт мировой литературы А. М. Горького РАН, 2003. 

Текст — Маша Люмьер

Фотографии — Mathieu Lustrerie, кроме копий фотографий из альбома Ф. О. Шехтеля (по изданию «Малая Никитская, 6», 2003 г.).