Цветы на люстрах

Блог > 22 июня 2016

Цветочная тема – классика образного ряда в декоре светильников. Сегодня мы остановимся подробнее на эволюции изображения цветов в предметах освещения. 

Фрагмент фонаря из Французского павильона в Версале

В изделиях прикладного искусства эпохи Людовика XIV часто можно заметить бронзовые гирлянды из цветов и фруктов. Однако на люстрах этого периода гирлянды обычно небольшого размера и не являются основным декоративным элементом, в отличие от тех, которые мы увидим в стиле Людовика XVI:

Интересно, что уже в эпоху Людовика XIV во Франции появляются первые мануфактуры, изготавливающие изделия из мягкого фарфора, которые достигнут расцвета в XVIII веке. Мягкий фарфор - это первая европейская попытка приблизиться к прекрасным китайским образцам. Из-за высокой хрупкости его не используют для изготовления посуды, но он широко применяется в декоративных изделиях. Так на люстрах стали появляться первые фиалки и незабудки естественных цветов, которые больше не составляют со стеблями и листьями единый массив золоченой бронзы.

Люстра из металла, золоченой бронзы и мягкого фарфора, ок. 1750 г. [Verlet 2003:26]

Расцвет цветочной темы в предметах освещения справедливо было бы отнести к эпохе рококо и правлению Людовика XV (1710-1774), когда на смену классическим мотивам в прикладном искусстве приходит вдохновение природой. К тому же, в Европу в начале XVIII века завозят рецепт китайского фарфора, и в Германии, Польше, а затем и во Франции открываются фарфоровые мануфактуры. Наиболее плодовитой и изобретательной из них оказывается Севрская мануфактура, имеющая поддержку короля и маркизы де Помпадур. Севрский фарфор призван составить конкуренцию немецким, особенно мейсенским изделиям. Фарфоровые цветы, которые продают в букетах или для украшения изделий прикладного искусства, становятся очень популярны: на люстрах цветы заменяют хрустальные подвески и бусы. Для стиля рококо естественна пышная листва из золоченой бронзы и фарфоровые цветы на ней.

  

Люстра из золоченой бронзы и фарфора, по модели XVIII века.

"Сударыня, Вы любите цветы, у меня есть для Вас букет: это Трианон» - сказал Людовик XVI своей супруге, передавая ей в дар дворец Малый Трианон в Версале, который его предшественник построил для своей возлюбленной, маркизы де Помпадур. Всё в предметах обстановки дворца напоминает о цветущем за окнами саде: цветы изображены на тканях, мебели, картинах.

 

Фонарь из Французского павильона в Версале, восстановленный в мастерских Mathieu Lustrerie

Собственный же стиль эпохи Людовика XVI заимствует ассортимент декоративных приемов отчасти из Античности, отчасти из классицизма Людовика XIV. В бронзе воссоздаются украшающие элементы из мира тканей и басонных изделий: узлы, ламбрекены, ленты, фестоны. Свою роль в оформлении предметов мебели играют и природные мотивы, вдохновленные идеями Руссо о вовращении к простоте и чистоте, которые изображаются, скорее, нарочито, в напускной манере. На светильниках в стиле Людовика XVI цветы могли появляться в составе гирлянд из бронзы, как на этом бра по модели скульптора и бронзовщика Филиппа Кафьери:

В отличие от гирлянд XVII века, неоклассические гирлянды эпохи Людовика XVI выглядят более детальными, более четко прорисованными. Каждый бутон, каждый лист в них играет собственную роль. 

 Консоль, ок. 1775-1780. [Droguet, 2004: 28]

Реалистичные изображения цветов можно увидеть на светильниках эпохи Карла Х (1825-1830). Люстра с фарфоровыми цветами аронника и вьюнка и листьями из цветного стекла выполнена с почти ботанической точностью. Это во всех смыслах яркая иллюстрация стиля своего времени, в котором декоративная бронза, господствовавшая в предметах мебели ампир, утратила свое главенствующее значение.

Другой яркий пример стиля Карла Х - люстра с фарфоровыми цветами незабудки из коллекции музея люстры Mathieu Museum:

Совершенствование технических методов в XIX веке способствует созданию реалистичных изображений растений. Так, благодаря технике гальванопластики, изобретенной российским физиком Борисом Якоби в 1837 году, цветы фуксии выглядят как настоящие на этой португальской люстре из золоченой и серебреной бронзы:

Интерес к цветам и ботанике в целом возродился в последней четверти XIX - начале ХХ веков с развитием течения ар-нуво. Одним из самых популярных растений ар-нуво по праву считается чертополох. Стилизованные листья чертополоха можно заметить на фасадах домов и на предметах мебели, созданных на рубеже веков; цветы чертополоха изображали на украшениях эпохи и -  на люстрах. Вот несколько примеров из коллекции Режиса Матье:

"Мир вверх тормашками" :-) : 

Потолочные светильники из кованого железа и меди, Франция, ок. 1900. Коллекция Mathieu Museum

В заключение покажем еще несколько моделей начала ХХ века, которые являют собой пример трогательной стилизации цветочной темы в потолочных светильниках:

Люстра из латуни и меди, Франция, ок. 1900. Коллекция Mathieu Museum

Франция, нач. ХХ в. Перевыпуск классики, специальный проект Mathieu Lustrerie

 

Текст: Маша Люмьер

Источники:

Anne Droguet, Les styles: Transition et Louix XVI. Les Editions de l’Amateur, Paris, 2004

Régis Mathieu, Lumières. Une brève histoire du lustre. Le Passage Paris-New York Editions, 2013

Pierre Verlet, Les bronzes dorés français du XVIIIe siècle. Picard, 3e édition. Paris, 2003

Фото:

Если не отмечено иное, то (с) Mathieu Lustrerie, кроме фотографий люстр эпохи Карла Х и португальской люстры с фуксиями - (c) Camille Moirenc