Коллекция де Камондо: люстры 18 века

Блог > 18 ноября 2015

Банкир и коллекционер граф Моисей де Камондо (1860-1935) питал особую страсть к утонченной элегантности неоклассического стиля Людовика XVI. Желая воссоздать "обставленное с художественным вкусом жилище XVIII в.", он строит в Париже особняк по образу и подобию Малого Трианона в Версале и размещает в нем свою коллекцию живописи и предметов декоративного искусства преимущественно второй половины 18 века.

Художественная ценность коллекции огромна, а ее провенанс впечатляет: некоторые предметы даже принадлежали королевской фамилии.

Когда в самом начале Первой мировой войны трагически погибает сын коллекционера Ниссим, отец посвящает свою коллекцию его памяти. Спустя 18 лет умирает и сам Моисей де Камондо. Согласно последней воле владельца, особняк переходит в ведение французского Музея декоративного искусства и становится Музеем памяти Ниссима де Камондо (Musée Nissim de Camondo). Коллекция, представленная в нем, сопоставима с лучшими музейными собраниями мира, но мы, конечно, обратили особенно пристальное внимание на светильники. 

Люстры из музея Ниссим де Камондо отражают знаменательный период в истории французской декоративной бронзы - тот этап, когда она обретает самостоятельное художественное значение.

Так, в коллекции можно увидеть более ранние модели люстр, бронзовый каркас которых служит в первую очередь держателем богатого хрустального убора. Кроме традиционных элементов из горного хрусталя, на них можно заметить также подвески из аметиста и раухтопаза - настоящая роскошь и в 18 веке, и в наши дни!

 

Однако с другой стороны, в собрании музея присутствуют блестящие образцы неоклассического искусства - собственно стиля Людовика XVI. Среди его создателей выделяются мастера Пьер Гутьер и Франсуа Ремон. Они подняли художественную составляющую работы по бронзе на столь высокий уровень, что уже сам корпус люстры стал рассматриваться как произведение искусства.

Изобилующий деталями бронзовый каркас больше не требовал дополнительных украшений в виде хрустальных подвесок и пирамидок. Если и допускалось их незначительное количество, то хрусталь при этом не играл главной роли, но выступал лишь в качестве сопровождения бронзы.

Жемчужина коллекции Моисея де Камондо - люстра в виде вазы, верхняя часть которой украшена спирально завитыми канелюрами, горлышко - фруктами, а нижняя часть декорирована растительным орнаментом, масками сатиров и женскими фигурами, вырастающими из листьев аканта. Люстра приписывается Франсуа Ремону, который пользовался покровительством Марии-Антуанетты и изготовил множество заказов для королевских покоев. Существует несколько вариантов данной люстры, наиболее близкая модель хранится в Метрополитен-музее в Нью-Йорке.

Копию этой красивой люстры можно увидеть в Mathieu Museum, она также вошла и в классическую коллекцию Mathieu Lustrerie под названием Marie-Antoinette.

Музей Ниссим де Камондо не очень известен среди туристов, - в нем даже пока нет аудиогидов на русском языке! :-)  - но его "незаметное" положение сродни положению аристократа, не выставляющего напоказ свое состояние. Однако если вы все же придете в его дом, то, поверьте, вы будете щедро награждены. 

Текст и фотографии - Маша Люмьер