Интерьеры замка Шантийи глазами реставратора

Блог > 17 ноября 2016

Находящийся неподалеку от Парижа дворец Шантийи является для Mathieu Lustrerie поистине знаковым местом. 

Во-первых, каждый год люстры от Mathieu украшают конкурс ретроавтомобилей и концепт-каров Arts & Elegance Richard Mille, проходящий в садах замка.

Во-вторых, большинство предметов освещения из коллекции замка были заботливо отреставрированы мастерами ML. Сегодня мы поговорим о люстрах в исторических интерьерах Шантийи.

В разное время замок принадлежал коннетаблю де Монморанси и герцогам Бурбонам - Конде и герцогу Омальскому. Владельцы Шантийи были близки королю Франции, а порой и соперничали с ним в борьбе за власть. Богатство внутреннего убранства замка во многом отвечает этому соревновательному духу и достойно королевских апартаментов. 

 

Большая Сенжери (La Grande Singerie)

Большая сенжери (от фр. singerie - обезьянничанье) - комната носит название модной в XVII-XVIII веках живописной техники, в которой выполнены шесть настенных панно, двери и потолок. Изображаемые сцены взяты из жизни, но все роли в них играют обезьянки. Сенжери были очень характерны для стиля рококо. Авторство сенжери в замке Шантийи приписывается художнику-анималисту Кристофу Юэ (1700-1759). 


Другое украшение комнаты - хрустальная люстра, из-за серебряной отделки бронзового каркаса она кажется прозрачной.

Можно заметить, что подвески на люстре выполнены из стекла с легким нацветом - это весьма характерно для хрустальных люстр XVIII века, изготовленных в континентальной Европе. В XVIII веке лишь некоторые английские мануфактуры владели секретом свинцового хрусталя.

 

Большой угловой кабинет (Le Grand Cabinet d'Angle)

Большой кабинет входит в апартаменты принца Конде, именно здесь принц принимал посетителей.

Комната была декорирована около 1720 года. Белые с золотом буазери на стенах со сценами охоты характерны для эпохи Регентства (1715-1723). Письменный стол из дуба и ореха с декором из золоченой бронзы подписан краснодеревщиком Андре-Шарлем Булем (1642-1732). В этой комнате мы снова видим на люстре подвески с нацветом, что говорит о том, что и она относится к оригинальному убранству кабинета. 

Мастера Mathieu Lustrerie восстановили утраченные подвески, изготовив новые в полном соответствии с оригинальной технологией. Чтобы представить люстру как предмет искусства, на нее также была установлена система подсветки. Маленькие лампочки, скрытые в бронзовом корпусе люстры, деликатно подсвечивают хрустальный ее убор.   

 

Спальня принца Конде (La Chambre de M. le Prince)

Спальня принца Конде была декорирована примерно в то же время, что и Большой кабинет, то есть в первой четверти XVIII века. Однако, увы, от оригинальной обстановки этой комнаты осталось не так много предметов. Например, во время Революции была утрачена кровать с балдахином. Вместе с тем в настоящее время в комнате можно увидеть и настоящее сокровище XVIII века, которым по праву можно назвать стол работы Жана-Анри Ризенера (1734-1806) из спальни короля Людовика XVI в Версале. 

Люстра, что мы видим в спальне сейчас, является моделью XIX века. Кроме некоторых технических особенностей люстры, об эпохе ее создания говорит и материал подвесок - бесцветный богемский хрусталь.  

 

Музыкальная гостиная (Le Salon de Musique)

Музыкальная гостиная в замке Шантийи обязана своим названием хранящейся в ней английской арфе XIX века, которая принадлежала герцогине Омальской, супруге последнего владельца замка Генриха Орлеанского.

В XVIII веке до Революции это помещение служило владельцам кабинетом редкостей. Когда в период Июльской монархии в 1830 году замок наследовал Генрих Орлеанский, сын последнего короля Франции Луи-Филиппа, он заказал декор внутренних помещений художнику Эжену Лами. Помимо прочего, декоратор уговорил хозяина купить четыре кресла эпохи Людовика XVI, которые король заказал в 1787 году мастеру Жоржу Жакобу для своей резиденции в Сен-Клу. Кресла с блестящим провенансом по сей день составляют часть обстановки этой светлой гостиной, как и хрустальная люстра XIX века, отреставрированная в мастерских Mathieu Lustrerie. 

 

Зал стражи (La Salle des Gardes)

Построенный в XVI веке Зал стражи получил свое название благодаря хранящейся в нем коллекции военных трофеев: оружия, знамен, доспехов, - которые сегодня представлены в отдельной витрине. Комнату украшает мозаичное панно "Похищение Европы", датированное 79 г. н.э. Мозаика была найдена в ходе раскопок виллы Сан-Марко в городе Стабии, погибшем в результате извержения Везувия.

В остальном нынешнюю обстановку комнаты составляют предметы XIX века, в том числе бра из золоченой бронзы, отреставрированные в мастерских Mathieu Lustrerie. Благодаря декору стен, бра представлены здесь как предметы искусства. Золото бронзы оттеняет бордовая ткань, а золотая роспись развивает декор светильника.  

 

Текст и фото - (c) Mathieu Lustrerie